Намедни заметил любопытную тему на форуме, в которой в качестве очередной фалломерической "линейкой" была выбрана компьютерная мышь. Конструктивность, а точнее полное её отсутствие натолкнули на мысль о написании полноценного (на мой конечно взгляд) графоманского трактата.
Наверно уже все знают о том что для нормальной игры в 3д-экшен манипулятор необходимо подбирать более чем вдумчиво. В поединке с живым соперником - тем более. При прочих равных исход решает именно мышь.
Проще говоря, играя дорогой и быстрой "крысой" вы по определению играете лучше, нежели в варианте с простым 500-рублёвым манипулятором.
Положительные особенности девайса не определяются ни брендом, ни вычурным дизайном, ни даже вагоном дополнительных кнопок и уж точно не новационными внедрениями вроде вентилятора обдува кисти руки и функцией ПДУ с лазерной указкой до кучи... Без сомнения, все перечисленные феньки действуют на покупателя как бусы на папуаса, но мы попробуем разобраться за что платить деньгу или хотя бы разберёмся чего на самом устройства из себя представляют.
Мыши пока существуют в трёх технических решениях: оптомеханические, оптические и лазерные. Первые - уже почти архаизм, но лично я с любовью вспоминаю времена когда игрался в первый ТФ на КОМ-овской "Митсуми". Сечас безусловно заруливают оптические устройства, хотя и их уже планомерно заменяют лазерными. Последние - таже оптика, но с лазером вместо диода.
Принцип действия оптической мыши, заключается в постоянном фотографировании поверхности под манипулятором. Полагаю что объяснять что такое фотография не надо, так вот таких снимков сенсор делает начиная от 1,5к в секунду. Чем серьёзней агрегат, тем больше количество снимков и их разрешение. Мышиный процессор занимается сравнением фотографий и анализа разницы между ними. Результатом этих процессов, является информация о изменении положения мыши, которая служит для определения координаты курсора на мониторе.
Именно этими "скоростями" и "ди-пи-аями" меряются товарищи, совсем забывая о ещё одном безусловно важном параметре - скорости передачи данных в порт.
Про COM-порт скромно промолчим и займёмся PS/2 и USB. Скорость порта ПС2 колеблется от 80 до 120 раз в секунду, УСБ - соответственно 125 (крысы по стандарту являются медленными усб-устройсвами и имеют право "вякать" только раз за 10 командных циклов).
Мысленно представив себе такую точность, в голову приходит закономерный вывод - больше и не надо. Увы, это не так. Резкие движения в бою нуждаются особой плавности и не дай бог курсор проскочит те несколько пикселей которые являлись чьей-то головой... и всё - получите место у кремлёвской стены.
Для того чтобы замерить скорость передачи порта вашего грызуна, существует старинная программа: Mouse Rate Check. ( http://disk.tom.ru/dnntqkd )
Если вы обнаружили скорость меньше 500, считайте что у вас есть повод задуматься над приобретением нового манипулятора и торжественным разбиванием старого об угол в коридоре.
Если средств или желания (в силу вероисповедания например) для покупки нет, можно попробовать пойти на сделку с совестью и попытаться разогнать то что есть.
PS/2-порт гонится просто, но весьма ограничено. Максимум до 200 Гц. Наши предки делали это с помощью PS2Plus. ( http://disk.tom.ru/zvgkqgm )
С USB дело обстоит немногим сложнее, но результаты более впечатляющие.
Софта для разгона вагон с телегой, запросить можно у яндекса. Мне попалось: http://disk.tom.ru/me1nvup
К делу надо подходить без фанатизма, т.е. знать меру. Далеко не все мыши согласятся на подобные издевательства (всё вертается "взад" через безопасный режим) и не всё железо вытерпит серьёзный разгон порта. Если совсем без башки - можно сжечь порт, травмировав тем самым нежную психику окружающих и окончательно развенчав мою веру в перспективы человечества.
Словом, резонно будет ограничиться 500 Гц, этого хватит чтобы почувствовать в бою серьёзную разницу после 125. Увеличение от 500 до 1к Гц уже не столь очевидны, хотя это субъективно.
Хозяйке на заметку: использование разгона запрещается правилами серьёзных чемпионатов, в силу того что обеспечивается "дополнительным ПО", которое запрещено в принципе.
По разумеющимся причинам решать вопросы точности стрельбы лучше решать с помощью устройств, а не софта. Но тут есть свои подводные камни. Ведомые жаждой наживы, забугорные империалисты постоянно пытаются продать совершенно безумные девайсы, выдавая их за самое современное геймерское решение. Например, для того чтобы реализовать разрешающую способность сенсора с разрешением свыше 800 dpi, необходимо уметь перемещать мышь со скоростью около 2,5 метра в секунду. Легкомоторники взлетают медленнее... Потому, вчитываясь в поразительные по накалу идиотизма рекламные лозунги о неимоверных разрешениях, помните - вам снова втюхивают трусы с капюшоном.
Тоже самое можно сказать и о увеличенной встроенной памяти, о микро-мониторах которые будут показывать жизненно важную информацию (я вот кстати ладошкой читать так и не научился), о трёх кнопках на квадратный сантиметр поверхности, о двойных скролах, 16-и скоростных режимах и волшебной кнопке делающей троекратный залп. Всё это дешевая мишура в довольно дорогой упаковке.
Обращать внимание стоит на те вещи, которые большинство гламурных пользователей просто не замечают. Например шнур, должен быть сделан не из китайских токопроводящих соплей, а из качественного, очень жесткого кабеля. В идеале покрытого шёлковым плетением в целях уменьшения трения и износа.
Накладки (салазки) необходимо выбирать обязательно из тефлона, а не пластика. Нормальная геймерская мышь, обязательно снабжается пеналом для грузил, чтобы подогнать распределение тяжести равномерно под ваш верхний щупалец.
Ну и не забывайте о том что многие модели делаются в расчёте на большую или маленькую руку. Даже хорошая мышь, не подходящая под ваши пальцы, будет скорее помехой, нежели помощником.
Чтобы сходу понять что перед вами, попробуйте просто взять и сжать мышь в кулаке. Не в плане что надо выжать из зверушки все соки, а просто сделайте ровное среднее усилие. Качественная мышь, даже старая, не издаст и звука. Шедевры подвальных заводов скрипят и щёлкают.
Думаю разумный читатель не увидит во всём этом призыва бежать покупать мего-дорогие хвостатые игрушки. Я тем выгодно и отличаюсь, что ничего не продаю и ни в ком как в покупателе не заинтересован. Вывод наверно будет такой: да, хорошая игровая мышь стоит около 2 тысяч рублей, но это не повод продолжать играть на дешёвом фуфле.
Безусловно всегда во главе угла стоял и будет стоять опыт, но хорошая мышь всегда будет его катализатором.
Отредактированно Slim (18-11-2008 23:25:11)